Страничка учителя - дефектолога

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

03.11.2021

Проблема обращения к логопеду встает перед родителями детей от 2 до 6 лет - в период активного становления их речи. Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

  • ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова,
  • или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

  • у ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов),
  • не может запомнить четверостишье,
  • совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

если в 5-6 лет

  • все еще есть проблемы со звукопроизношением- согласными-звуками «р» и «л»;
  • ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
  • допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как дефектолог в детском саду или детский логопед в поликлинике.

свернуть

Почему ребенок говорит неправильно?

14.10.2021

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

     Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

*достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

*правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

*были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

*формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

способность говорить;

способность понимать сказанное.

     Проявления речевых нарушений:

нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;

нарушение слоговой структуры слова: перестановка, пропуск или добавление слогов и звуков;

лексические недостаткибедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;

неправильное грамматическое оформление высказывания: неправильные окончания слов, ошибки в образовании слов, в употреблении предлогов;

нарушение связного высказыванияразвертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.;

мелодико-интонационные недостаткиотклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи;

темпо-ритмические недостаткиускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков и слов и др.;

бедность выразительных средств устной речи; нарушение общения.

     Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства речи могут проявляться изолированно или в различных комбинациях. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

*недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

*отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат (головной мозг), изменяя ход речевого развития. Временные сроки - период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального (при поражении центральной нервной системы) и периферического характера (при поражении или аномалиях голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата).

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности (болезненности ребенка), педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

     Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами - генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка (утомляемостью, возбудимостью, чрезмерной двигательной активностью, недостатками произвольного внимания и др.). Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля: психоневролога, стоматолога, педиатра и т.д., поэтому можно считать аксиомой, что комплексное воздействие специалистов различного профиля дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

свернуть

Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить

05.10.2021

                Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить
   Каждый родитель хочет дать своему ребенку как можно больше знаний, умений и навыков. Для этого мамы и папы приобретают различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаются с незнакомыми, непонятными выражениями, к примеру «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. активизируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку во время рисования, письма, одевания и т.д. Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков можно предложить ребенку рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых баночках и бутылочках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с маленьким горлышком, развязывать и завязывать узелки, вырезать из бумаги несложные предметы (мячи, домик, елочку…) по контуру и без него, выкладывать из спичек или палочек фигурки, играть с песком, лепить из пластилина.

Разработаны специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Для самых маленьких можно предложить игру «Сорока, сорока…». Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять движения пальчиками, поэтому взрослые напевая потешку сами загибают пальчики ребенку, массируя каждый пальчик.

Для детей 3-х лет можно предложить следующие упражнения:

1. «Походим пальчиками»

- По дороженьке – дорожке

Быстро пробегут две ножки.

(указательный и средний пальчик «шагают» по столу).

2. «Зайка»

- Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(все пальцы сжаты в кулак, средний и указательный вытянуть и подвигать ими в разные стороны).

С более старшими детьми можно поиграть в пальчиковые игры.

- Мы рога козы покажем (выдвинуть указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове)

И рога оленя даже…(широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестив руки, поднять к голове)

Мы про зайку не забудем-

Ушками водить мы будем.

(выдвинуть вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднять к голове, подвигать вперед-назад)

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(каждый палец руки поочередно присоединять к большому.)

Данные упражнения так же способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения ребенка.

свернуть

Конструируем всей семьёй

20.09.2021
Весь мир в одной коробке... конструкторы для детей Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна.
развернуть

Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, так же это важно для развития координации движений, подготовки руки к письму, рисованию.

Преимущества использования конструирования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, таких как, рисование, лепка или аппликация:

Во-первых, при использовании конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

Во-вторых, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу.

Родители, помните, что игра с конструктором должна приносить ребенку радость!

Хвалите, подбадривайте, радуйтесь любому его успеху!

Принимайте активное участие в конструировании своего ребенка, советуйте (как лучше совместить детали), хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.

Не торопитесь подсказывать, пусть подумает и сделает  сам, в том числе отыщет и исправит ошибки.

Начинайте конструктивно-игровую деятельность сначала с простого задания, потом перейдите к более сложному.

Обогащайте его игровой опыт внесением новых наборов конструктора предложением новых игр и сюжетов.

Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию? Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).

Играйте вместе с детьми!

Трухан А.В., учитель- дефектолог второй квалификационной категории.

свернуть

Развитие диалогической и монологической речи детей.

08.09.2021
Милые мамы и мужественные папы! Хотя бы часок в день, превращайтесь в маленьких, беззаботных малышей: играйте, читайте, фантазируйте вместе с ребенком. И успех грамотной и красивой речи гарантирован!
развернуть

«Как развивать связную монологическую речь у детей?»

Каждый из нас, хотя бы раз, задумывался, почему нашим детям так трудно рассказать о том, чем он занимался в детском саду, кого увидел в зоопарке? Мы уже настолько привыкли к «молчаливому» и немногословному общению между детьми и родителями, что это нас не волнует. А на самом деле есть о чём беспокоиться, ведь как показывают результаты диагностики, у многих детей отмечаются затруднения в составлении рассказов, в воспроизведении услышанной сказки или истории. Что же делать?

В первую очередь родителям необходимо пересмотреть своё немногословное общение с ребёнком. Только в общении с родителями дети узнают много нового и интересного, обогащают свой кругозор и расширяют словарный запас. Мамы и особенно папы должны следить за правильностью своей речи.

Вот несколько советов, которые помогут речь вашего ребенка изменить в лучшую сторону.

Разговаривайте с малышом.

Если вы идете по улице, увидели деревце - это уже повод поговорить со своим собеседником: «Ой, смотри, какое деревце. Оно уже без листвы. Ему, наверное, холодно. На улице поздняя осень. Ранней осенью очень красиво, деревья покрыты разноцветной листвой. И т.д.» Ваша речь должна быть эмоциональная, неторопливая, четкая. Увидите, ребёнок с огромным удовольствием будет поддерживать ваш рассказ. Рассказывайте детям о том, что вы сейчас делаете или будете делать, с чего начнете, и чем закончите. Таким образом, вы обогатите словарный запас и научите детей строить и излагать последовательно свой рассказ.

Читайте.

Многие дети любят слушать книжки. Попробуйте после прочтения рассказа отметить– какие герои вам больше всего понравились и почему . А потом попросить ребёнка включиться в ваш рассказ, пофантазировать на тему, а что будет дальше с лисой, которая проглотила колобка? Какая лиса? Какой по характеру колобок? Такие диалоги на тему любой сказки запомнятся ребенком. Он чаще станет спрашивать о героях произведения и даже, будет цитировать их.

Читайте и играйте.

Спросите у своих родителей, какие они сказки знают. Многие ответят «Репка» или « Колобок», а теперь попросите рассказать эту сказку. Вот тут-то возникают большие затруднения. А что если предложить детям «поиграть в сказку», конечно сначала прочитать. Необязательно использовать кукольный театр, достаточно взять любые игрушки, находящиеся под рукой. Сначала ребёнок будет лишь управлять куклой, вы будете главным сказочником. Но в скором времени можно распределять роли, и даже предложить ребёнку роль главного сказочника. Начните с самых простых сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Ребятам очень нравиться такая игра, даже самым маленьким.

Придумывайте загадки.

Детям очень нравиться отгадывать загадки. А пробовали вы сами придумывать загадки? Попробуйте и научите деток! Например, возьмём тему «Игрушки». Подбираем карточки, на которых изображён цвет, форма, части игрушки, из какого материала сделана, как с ним можно играть. По каждой схеме ребёнок составляет по нескольку описательных предложений и вот что может получиться:

« Он круглый по форме, красного цвета, он твёрдый, тугой и резиновый. Его можно кидать, отбивать, бросать, катать».

Рисуйте и фантазируйте.

Составить ребёнку связный развёрнутый рассказ по серии картинок и по одной сюжетной картинке очень трудно. Часто рассказ состоит из слов-действий. Поэтому можно попробовать на практике такой метод, как рисование схематично предложений по картинкам. Например: ребёнку предложили составить рассказ по серии картинок, вот что получилось: «Зайчик морковку несёт. Козлик тоже захотел. Он открыл рот. Он удивился. Зайчик на мостик, а козлик за ним»

Этот рассказ не развёрнутый, малосодержательный, непонятен сюжет. И тогда мы берём в руки карандаш и начинаем фантазировать:

-Давай назовём животных. Зайчик Бяшка, а козлик Васька. Как ты думаешь, откуда зайчик Бяшка взял морковку?

-Он её сорвал.

А где растёт морковка?

-В огороде.

-У нас получилось, зайчик Бяшка сорвал морковку в огороде. Как думаешь, какая морковка попалась зайчику?

-Сочная, хрустящая, сладкая и т.д.

В результате у нас получается вот такой рассказ, который ребёнок по схеме рассказывает сам: «Однажды зайчик Бяшка сорвал в огороде морковку. Морковка попалась сочная, хрустящая, сладкая. Вдруг встретился зайчику козёл Васька. Захотелось ему тоже эту морковку попробовать. Решил он пойти за зайцем. Догнал его на дороге и хотел морковку незаметно скушать, разинул рот. Но тут на дороге появилась большая и глубокая яма. Бяшка перепрыгнул через яму, Васька очень удивился. Но в яму не упал. Он тоже сумел перескочить через яму. Догнал он зайчик на мосту и решил его ударить лбом. Побежал, разогнался, а Бяшка подпрыгнул очень высоко. Врезался козёл Васька в дом зайчика».

Играйте с детьми в настольные игры.

В настоящее время продаётся множество игр для развития связной речи: «Составляем сказку», «Волшебный паровозик», «Логический поезд», «Что сначала, что потом», «Рассказы с необычным концом», «Логопедическое лото».

«Как развивать связную диалогическую речь у детей?»

Первый пункт успешного обучения диалогу – разговоры на любые темы, всегда и везде, расширение знаний о мире и словарного запаса.

Второй пункт – развитие диалога сначала невозможно без специальных игр, побуждающих к ведению беседы. В процессе игры также важно описывать, что вы чувствуете, учите и малыша проявлять эмоции. Удивляйтесь, смейтесь, грустите, но вместе с ребенком. Это будет означать, что вы ему доверяете.

Третий пункт – чтение детской литературы. Диалоги сказочных героев дают ребенку наглядный пример ведения беседы.

Четвертый пункт - словесные поручения. Когда дети погружаются в ситуацию, им легче воспринимать правильно все, что происходит. Для тренировки и построения диалога ребенку можно предлагать выполнение несложных поручений, в которых нужно к кому-либо обратиться с просьбой, обсудить какую-то тему или сообщить новость.

Пятый пункт - разнообразные игры , через которые происходит формирование навыков и умений диалогической речи. Можно использовать ролевые, подвижные игры, театральные постановки в виде инсценировок и драматизаций, а также дидактические.

Упражнение "Диалог"  Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

 Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Учитель-дефектолог Нестерович Н.И.

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи в летний период.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с учителем-дефектологом.
развернуть

Упражнения для автоматизации звуков

  • следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с учителем-дефектологом начинать заново.
  • исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  • придумывание слов с определённым количеством звуков.
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  • образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  • образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  • попросите ребёнка подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  • составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

  • определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1,2,3?)
  • придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  • составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  • отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • выделять гласные звуки. (столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много - сады,  гулял где - за садом, много это – глаза, а один-  …, много это – уши, а одно - …, одна - конфета, а шесть … и т.д.)
  • упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  • подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький - …, маленькая куколка, а большая - …
  • закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  • у лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -…
  • поиграйте в словесную игру. Намеренно исковеркайте фразу, попросите ребенка найти ошибку и вместе разберите, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • сочиняйте стихи, рифмы.
  • читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • игра в слова: назови все свои игрушки, придумай слова, которые обозначают транспорт, назови цвета, какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну, вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению;
  • попросите ребёнка объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  • вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  • расспрашивайте о важных для него событиях.
  • внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи:

  • описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Учитель-дефектолог Серко Марина Михайловна.

свернуть