Социально-педагогический проект "Письмо другу"

Маршрут выходного дня «Материнское озеро».

07.03.2022

Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший дошкольный возраст.

Вид маршрута: пеший, велосипедный. Продолжительность маршрута: 45 мин.Протяженность: 3 км.

Цель:  формирование у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения;

Задачи: воспитывать  бережное отношение к природе и предметам рукотворного мира; формировать культуру ЗОЖ в семье; повысить эмоциональный фон взаимоотношений между детьми и родителями.

Содержание прогулки: 

Уважаемые родители!  Предлагаем Вам совершить пешую прогулку со своим ребенком  к оз. Материнское, что находится вблизи п. Дружном. Мы надеемся,  что совместный поход всей семьёй на природу научит ребёнка понимать её, всматриваться вдаль, принюхиваться к запахам трав и воды, любоваться красотой природы, выражать свои переживания.

   Рекомендуем совместно с ребенком обсудить план безопасного маршрута, рассказать ему, что он может увидеть интересного, как следует себя вести в природе. С собой предлагаем взять старую книгу для сбора и засушки растений, бинокли и лупу, чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе, магнитофон, чтобы записать звуки природы, пение птиц, звуки листвы, насекомых. И так, мы   берём все необходимое для прогулки и отправимся в путь. Впереди - центральная оживленная дорога. Напомните ребёнку, где нужно перейти дорогу, как себя вести при переходе проезжей части.    

Лес

   По дороге к пруду обращаем внимание на знакомые ребёнку травянистые и цветущие растения и на то, сколько деревьев вокруг и какие все они  разные. Уточняем, знает ли он, как называются эти деревья?  Предлагаем поиграть в игру « К названному дереву беги», потрогать стволы деревьев - какие они на ощупь? Чем покрыты? У каких деревьев кора гладкая? У берега водоёма наблюдаем, где любит расти ива. Спрашиваем, знают ли дети, как в народе называют иву. Почему кажется, что ива плачет?

Предлагаем отгадать загадки о других деревьев:

 1.В белом сарафане

 Встала на поляне

 А летели синицы-

 Сели ей на косицы.  (Береза)

2.Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

3.Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ... (Сосна)

Предлагаем с ребёнком поиграть в игру «Украсим дерево комплиментами».

Примерные вопросы для беседы с ребёнком по дороге к озеру.

Чем питаются бабочка и стрекоза ?

Куда откладывают личинки стрекоза, пчела, майский жук ?

Какую пользу приносят муравьи и пчелы?

Чем поёт кузнечик?

О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки?

Чем поет кузнечик?

Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?

Почему возле водоёмов много комаров ?

Кто же друг березке?

Что произойдет с птицами, насекомыми, если исчезнут растения?

Водоём

   Рассказ ребенку о оз. Материнском: Этот водоем находится в 18 км северо-западнее Марьиной Горки и относится к бассейну реки Свислочь. Ближайшим населенным пунктом является г.п. Свислочь, расположенный примерно в 300 м от северного берега. Площадь водного зеркала составляет 0,58 км2, а максимальная глубина – 1,7 м.

   Окружающая местность носит в основном равнинный характер. Она покрыта лесом и кустарником. Имеется обширная сеть мелиоративных каналов, которые связаны протокой с озером Материнское. Для этого водоема характерны низкие песчано-торфянистые берега.

   Здесь обитают лещ, карась, щука и другие виды, организована платная рыбалка. Неподалеку от восточного берега проходит траса, связывающая г.п. Свислочь с ТЭЦ-5, которая использует воду из озера Материнское для охлаждения.

   Напоминаем ребенку о правилах поведения на природе: давай с берега будем наблюдать за прудом, не нарушая мирной жизни этих обитателей, посмотрим, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет.

   Можно спросить у ребенка: это река, пруд, ручей или озеро?

  Уточнить, знает ли он, что в ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, а в пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра. Предлагаем полюбоваться, как красиво поверхность воды блестит на солнце, что в ней отражается. Подойдем к воде поближе, присядем на корточки и потрогаем рукой воду - какая она? Спросим у ребёнка можно ли её пить.

Релаксационные упражнения на свежем воздухе

Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства, желания, привести тело к равновесию и гармонии, успокоиться.

Упражнение №1 «Воздушные шарики»

   Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик . Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

   Можно спросить у ребёнка, кто же еще живет около водоёма? (Птицы).  Понаблюдайте за плавающими и ныряющими утками, легкостью их передвижения, красивым оперением, кряканьем. Обратим внимание, что водоёмы любят аисты, цапли, чайки. Они лакомятся насекомыми, головастиками, лягушками.

  Обратите внимание малыша, что  на берегу много красивых и интересных камешков и ракушек ,предложите их собрать  немножко в ведерки для поделок. Помогите  ребенку сделать вывод ,что пруд-  красивое место, куда приходят погулять многие . И нам нужно беречь это место, и не только это место, но и другие уголки природы нашей страны. Вместе с ребенком установите знаки возле пруда: «Не бросайте мусор!», «Берегите природу!».

В конце прогулки предложите малышу поиграть в подвижную игру «Аист и лягушата».

Игра малой подвижности «Раки».

Ход игры: Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед,

Ищут раки в речке брод,

Стали раки воду пить —

Выходи, тебе водить!

    Далее обращаем   внимание на знакомые ребенку травянистые и цветущие растения, которые встречаются на пруду. Спросите, какие  растения пруда знает ребенок. Расскажите малышу для чего нужны растения в пруду (это питание, для дыхания обитателей водоёма, жильё и защита для обитателей). Понаблюдайте вместе за растениями, пополните  книги для сбора и засушки растений. Покажите ребёнку траву-ряску, кувшинку, камыши и т.д.

   Уточните, почему они водяные растения?  Обратим внимание, что водяные растения   очищают воду, наполняют её кислородом, которым дышат животные водоема.

   А также можно понаблюдать вместе с ребёнком за плавающими в воде рыбками, головастиками, лягушками, насекомыми, спросите у них, как они выглядят.

Рассмотрите головастиков, что у них есть (голова и хвостик, глаза и ротик).

Расскажите малышу, почему они все время проводят в воде?

Прочитайте ребенку стихотворение о головастиках, спросите у него, чьи они детки:

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним еще пяток,

А за ним сплошной поток:

Тот без ног, а тот с ногам.

Этот — прямо, тот — кругами.

Кто — налево, кто — направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда, вокруг пруда.

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат –

Превратиться в лягушат!

Спросите у ребёнка, еще каких животных можно встретить на водоеме?

 Прочитайте ему стихотворение про лягушку.

   Лягушка травяная,

   Не очень и большая,

   Лишь сантиметров десять,

   Или бывает шесть.

   Коричневого цвета,

   Смешная-пресмешная,

   Комариков штук двести

   За сутки может съесть.

   Но ты ее не трогай,

   Когда случайно встретишь,

   Тебя она боится,

   Хочу тебе сказать!

   Она ведь недотрога,

   Тихонько хочет скрыться,

   Ты главное старайся

   Ее не напугать.

Организуйте наблюдения за животными, расскажите, как приспособлены утка, лягушка к жизни на берегу и в воде, какие у них перепонки на лапах, как они передвигаются по суше и в пруду, чем кормятся, есть ли у них враги,

 какую пользу они приносят? Проговорите народные приметы про лягушку вместе с ребенком:

Лягушки по суше прыгают — это к дождю.

                                                                    Лягушки к удаче, к деньгам.

   Покажите ребенку животных и насекомых, которые обитают в водоёме и его окрестностях: жук-плавунец, водомерки, прудовики, рыбы, ужи, лягушки. Над водой летают стрекозы, бабочки, комары. Покажите ребенку, как выглядит кузнечик, расскажите, где у него ушки, чем питается, если у него враги и как он спасается от них. Обратите внимание ребенка на летающих над водой и берегом   стрекоз, полюбуйтесь их красотой, стремительностью их полета. Расскажите, как выглядит стрекоза, на кого охотится, почему у неё огромные глаза и короткие усики, куда откладывает свои личинки, как происходит превращение личинки во взрослую стрекозу. Спросите у ребенка, как выглядит комар, где у него находится орган слуха, почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему их называют вредными насекомыми?

 Подвижные игры

 Правила игры «Аист и лягушки»

Какое-нибудь определенное место в комнате или на дворе изображает болото. В болоте скачут и квакают лягушки; кто-нибудь из детей представляет аиста. Аист охотится за лягушками, но только ходит вокруг болота, а войти в него не может. Лягушки скачут, выскакивают из болота. Если аисту удастся поймать своим длинным клювом (по условию — левой или правой рукой) лягушку, то она делается аистом.

Подвижная игра «Лягушки и цапли»

Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре  могут быть и 2 цапли.

Задания после завершения прогулки

По дороге домой также можно всей семьёй заучиваем стихотворение Р.Валеевой:

Красивая земля моя,

Родные, милые края.

Роднее нет для нас земли

К тебе душой мы приросли!

  1. Дома вместе с ребенком нарисуйте то, что  видели. (Лес, озеро, насекомых и т.д. )
  2. Сделайте из рисунков «Альбом впечатлений».
  3. Допишите  «Жалобную книгу природы». Какие пункты хотел бы добавить в эту книгу ваш ребенок ? ( «Не загрязняйте водоемы, рыбы любят жить в чистой воде!» «Не ломайте деревья! Они очищают наш воздух!»)
  4. Из камешек и ракушек сделайте аппликацию.

 

свернуть

Социально-педагогический проект "Письмо другу"

03.11.2021

Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.

Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам.

Основная идея проекта.

Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий*), коллективное составление писем и переписка со сверстниками,что будет способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.

Условия реализации социально-педагогического проекта "Письмо другу" 

свернуть

КАРТА ФИКСАЦИИ АДРЕСОВ ПЕРЕПИСКИ.

03.11.2021

Наши новые друзья:

Пишем письма

29.10.2021

Получаем письма

28.10.2021