Страничка учителя - дефектолога

Рекомендации родителям по развитию речи в летний период.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с учителем-дефектологом.
развернуть

Упражнения для автоматизации звуков

  • следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с учителем-дефектологом начинать заново.
  • исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  • придумывание слов с определённым количеством звуков.
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  • образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  • образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  • попросите ребёнка подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  • составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

  • определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1,2,3?)
  • придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  • составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  • отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • выделять гласные звуки. (столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много - сады,  гулял где - за садом, много это – глаза, а один-  …, много это – уши, а одно - …, одна - конфета, а шесть … и т.д.)
  • упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  • подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький - …, маленькая куколка, а большая - …
  • закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  • у лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -…
  • поиграйте в словесную игру. Намеренно исковеркайте фразу, попросите ребенка найти ошибку и вместе разберите, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • сочиняйте стихи, рифмы.
  • читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • игра в слова: назови все свои игрушки, придумай слова, которые обозначают транспорт, назови цвета, какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну, вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению;
  • попросите ребёнка объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  • вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  • расспрашивайте о важных для него событиях.
  • внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи:

  • описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Учитель-дефектолог Серко Марина Михайловна.

свернуть