Страничка учителя - дефектолога

Конструируем всей семьёй

Весь мир в одной коробке... конструкторы для детей Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна.
развернуть

Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, так же это важно для развития координации движений, подготовки руки к письму, рисованию.

Преимущества использования конструирования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, таких как, рисование, лепка или аппликация:

Во-первых, при использовании конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

Во-вторых, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу.

Родители, помните, что игра с конструктором должна приносить ребенку радость!

Хвалите, подбадривайте, радуйтесь любому его успеху!

Принимайте активное участие в конструировании своего ребенка, советуйте (как лучше совместить детали), хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.

Не торопитесь подсказывать, пусть подумает и сделает  сам, в том числе отыщет и исправит ошибки.

Начинайте конструктивно-игровую деятельность сначала с простого задания, потом перейдите к более сложному.

Обогащайте его игровой опыт внесением новых наборов конструктора предложением новых игр и сюжетов.

Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию? Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).

Играйте вместе с детьми!

Трухан А.В., учитель- дефектолог второй квалификационной категории.

свернуть

Развитие диалогической и монологической речи детей.

Милые мамы и мужественные папы! Хотя бы часок в день, превращайтесь в маленьких, беззаботных малышей: играйте, читайте, фантазируйте вместе с ребенком. И успех грамотной и красивой речи гарантирован!
развернуть

«Как развивать связную монологическую речь у детей?»

Каждый из нас, хотя бы раз, задумывался, почему нашим детям так трудно рассказать о том, чем он занимался в детском саду, кого увидел в зоопарке? Мы уже настолько привыкли к «молчаливому» и немногословному общению между детьми и родителями, что это нас не волнует. А на самом деле есть о чём беспокоиться, ведь как показывают результаты диагностики, у многих детей отмечаются затруднения в составлении рассказов, в воспроизведении услышанной сказки или истории. Что же делать?

В первую очередь родителям необходимо пересмотреть своё немногословное общение с ребёнком. Только в общении с родителями дети узнают много нового и интересного, обогащают свой кругозор и расширяют словарный запас. Мамы и особенно папы должны следить за правильностью своей речи.

Вот несколько советов, которые помогут речь вашего ребенка изменить в лучшую сторону.

Разговаривайте с малышом.

Если вы идете по улице, увидели деревце - это уже повод поговорить со своим собеседником: «Ой, смотри, какое деревце. Оно уже без листвы. Ему, наверное, холодно. На улице поздняя осень. Ранней осенью очень красиво, деревья покрыты разноцветной листвой. И т.д.» Ваша речь должна быть эмоциональная, неторопливая, четкая. Увидите, ребёнок с огромным удовольствием будет поддерживать ваш рассказ. Рассказывайте детям о том, что вы сейчас делаете или будете делать, с чего начнете, и чем закончите. Таким образом, вы обогатите словарный запас и научите детей строить и излагать последовательно свой рассказ.

Читайте.

Многие дети любят слушать книжки. Попробуйте после прочтения рассказа отметить– какие герои вам больше всего понравились и почему . А потом попросить ребёнка включиться в ваш рассказ, пофантазировать на тему, а что будет дальше с лисой, которая проглотила колобка? Какая лиса? Какой по характеру колобок? Такие диалоги на тему любой сказки запомнятся ребенком. Он чаще станет спрашивать о героях произведения и даже, будет цитировать их.

Читайте и играйте.

Спросите у своих родителей, какие они сказки знают. Многие ответят «Репка» или « Колобок», а теперь попросите рассказать эту сказку. Вот тут-то возникают большие затруднения. А что если предложить детям «поиграть в сказку», конечно сначала прочитать. Необязательно использовать кукольный театр, достаточно взять любые игрушки, находящиеся под рукой. Сначала ребёнок будет лишь управлять куклой, вы будете главным сказочником. Но в скором времени можно распределять роли, и даже предложить ребёнку роль главного сказочника. Начните с самых простых сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Ребятам очень нравиться такая игра, даже самым маленьким.

Придумывайте загадки.

Детям очень нравиться отгадывать загадки. А пробовали вы сами придумывать загадки? Попробуйте и научите деток! Например, возьмём тему «Игрушки». Подбираем карточки, на которых изображён цвет, форма, части игрушки, из какого материала сделана, как с ним можно играть. По каждой схеме ребёнок составляет по нескольку описательных предложений и вот что может получиться:

« Он круглый по форме, красного цвета, он твёрдый, тугой и резиновый. Его можно кидать, отбивать, бросать, катать».

Рисуйте и фантазируйте.

Составить ребёнку связный развёрнутый рассказ по серии картинок и по одной сюжетной картинке очень трудно. Часто рассказ состоит из слов-действий. Поэтому можно попробовать на практике такой метод, как рисование схематично предложений по картинкам. Например: ребёнку предложили составить рассказ по серии картинок, вот что получилось: «Зайчик морковку несёт. Козлик тоже захотел. Он открыл рот. Он удивился. Зайчик на мостик, а козлик за ним»

Этот рассказ не развёрнутый, малосодержательный, непонятен сюжет. И тогда мы берём в руки карандаш и начинаем фантазировать:

-Давай назовём животных. Зайчик Бяшка, а козлик Васька. Как ты думаешь, откуда зайчик Бяшка взял морковку?

-Он её сорвал.

А где растёт морковка?

-В огороде.

-У нас получилось, зайчик Бяшка сорвал морковку в огороде. Как думаешь, какая морковка попалась зайчику?

-Сочная, хрустящая, сладкая и т.д.

В результате у нас получается вот такой рассказ, который ребёнок по схеме рассказывает сам: «Однажды зайчик Бяшка сорвал в огороде морковку. Морковка попалась сочная, хрустящая, сладкая. Вдруг встретился зайчику козёл Васька. Захотелось ему тоже эту морковку попробовать. Решил он пойти за зайцем. Догнал его на дороге и хотел морковку незаметно скушать, разинул рот. Но тут на дороге появилась большая и глубокая яма. Бяшка перепрыгнул через яму, Васька очень удивился. Но в яму не упал. Он тоже сумел перескочить через яму. Догнал он зайчик на мосту и решил его ударить лбом. Побежал, разогнался, а Бяшка подпрыгнул очень высоко. Врезался козёл Васька в дом зайчика».

Играйте с детьми в настольные игры.

В настоящее время продаётся множество игр для развития связной речи: «Составляем сказку», «Волшебный паровозик», «Логический поезд», «Что сначала, что потом», «Рассказы с необычным концом», «Логопедическое лото».

«Как развивать связную диалогическую речь у детей?»

Первый пункт успешного обучения диалогу – разговоры на любые темы, всегда и везде, расширение знаний о мире и словарного запаса.

Второй пункт – развитие диалога сначала невозможно без специальных игр, побуждающих к ведению беседы. В процессе игры также важно описывать, что вы чувствуете, учите и малыша проявлять эмоции. Удивляйтесь, смейтесь, грустите, но вместе с ребенком. Это будет означать, что вы ему доверяете.

Третий пункт – чтение детской литературы. Диалоги сказочных героев дают ребенку наглядный пример ведения беседы.

Четвертый пункт - словесные поручения. Когда дети погружаются в ситуацию, им легче воспринимать правильно все, что происходит. Для тренировки и построения диалога ребенку можно предлагать выполнение несложных поручений, в которых нужно к кому-либо обратиться с просьбой, обсудить какую-то тему или сообщить новость.

Пятый пункт - разнообразные игры , через которые происходит формирование навыков и умений диалогической речи. Можно использовать ролевые, подвижные игры, театральные постановки в виде инсценировок и драматизаций, а также дидактические.

Упражнение "Диалог"  Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

 Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Учитель-дефектолог Нестерович Н.И.

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи в летний период.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с учителем-дефектологом.
развернуть

Упражнения для автоматизации звуков

  • следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с учителем-дефектологом начинать заново.
  • исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  • придумывание слов с определённым количеством звуков.
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  • образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  • образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  • попросите ребёнка подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  • составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

  • определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1,2,3?)
  • придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  • составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  • узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  • отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • выделять гласные звуки. (столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много - сады,  гулял где - за садом, много это – глаза, а один-  …, много это – уши, а одно - …, одна - конфета, а шесть … и т.д.)
  • упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  • подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький - …, маленькая куколка, а большая - …
  • закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  • у лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -…
  • поиграйте в словесную игру. Намеренно исковеркайте фразу, попросите ребенка найти ошибку и вместе разберите, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • сочиняйте стихи, рифмы.
  • читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • игра в слова: назови все свои игрушки, придумай слова, которые обозначают транспорт, назови цвета, какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну, вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению;
  • попросите ребёнка объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  • вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  • расспрашивайте о важных для него событиях.
  • внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи:

  • описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Учитель-дефектолог Серко Марина Михайловна.

свернуть