Педагогический проект

проект «Использование LEGO-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Отличительной особенностью использования конструкторов LEGO Education от традиционных конструкторов LEGO является их использование в образовательном процессе учреждений образования
развернуть

Наш проект «Использование LEGO-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» длился 2 года 2018-2020.

Участники проекта учителя-дефектологи:

  • Серко Марина Михайловна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории;
  • Горбунова Елена Васильевна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;
  • Верниковская Анастасия Владимировна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;
  • Лепешко Юлия Александровна, педагог-психолог;
  • дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и дети с тяжёлыми нарушениями речи среднего и старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми мы использовали конструкторы LEGO Education «Моя первая история» и «Построй свою историю».

Первоначально была создана развивающая комната, оснащенная удобной мебелью, средствами ТСО, приобретены конструкторы LEGO Education, платформы, контейнеры для деталей конструктора. Организована безопасная среда по использованию LEGO-конструктора (стенд «Моя безопасность», игры по изучению пиктограмм правил безопасности).

Для воспитанников групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с ОНР, посещающих ПКПП учреждения дошкольного образования в течение проектного периода учителями-дефектологами проводились занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием конструктора LEGO Education.

На первых занятиях воспитанники знакомились с конструктором LEGO и его деталями, изучали правила безопасности использования конструктора, у детей формировался навык моделирования    простейших плоскостных и объёмных построек, воспитывалось бережное отношение к конструктору.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием LEGO-конструктора, воспитанники обогащали словарный запас по лексическим темам, формировали навыки словообразования, правильного согласования и употребления слов.

Отличительной особенностью использования конструкторов LEGO Education от традиционных конструкторов LEGO является их использование в образовательном процессе учреждений образования.

Все детали LEGO Education идеально подходят друг к другу. Вы точно не столкнетесь с тем, что не сможете соединить несколько частей друг с другом. 

Части набора сделаны только из высококачественного пластика. Это очень важно, ведь любая игрушка должна быть абсолютно безопасна для ребенка.

Каждый комплект имеет соответствующие сертификаты и документы. Данный аспект важен для всех образовательных учреждений.

Наборы позволяют в легкой игровой форме обучать детей.

Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Во время игры с LEGO - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO -конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в работе учителя -дефектолога. 

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Дети, имеющие нарушения в речевом развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

Основными компонентами работы с применением «LEGO» - является конструирование моделей с последующим их описанием, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи, конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.

Работа по развитию речи с применением «LEGO» - сделала коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

свернуть

Наша проектная продукция

За время проектной деятельности учителя –дефектологи разработали и оформили:
развернуть
свернуть

Методические рекомендации для учителя-дефектолога по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством конструктора LEGO Education.

Работа по лексическим темам с помощью LEGO-конструктора даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у детей происходит через увиденное и осознанное. Эмоциональная составляющая игры способствует у детей активизации диалогов в процессе работы.
развернуть
  • Учитель-дефектолог знакомится с конструктором LEGO Education   с целью изучению возможностей конструктора, для использования   на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи;
  • Педагог знакомит детей с деталями LEGO -конструктора - для удовлетворения желания ребенка потрогать, пощупать, понюхать, соединить, разъединить, составить, приложить, постучать, проверить на прочность, научиться называть … и просто поиграть. Игровое занятие «Путешествие по LEGO - стране». На первых занятиях детям необходимо оказывать стимулирующую помощь в моделировании построек, так как навык конструирования у детей разный.
  • Учитель-дефектолог создаёт безопасные условия для детей на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO -конструктора. Из-за наличия большого количества деталей конструктора, в том числе и мелких, необходимо разработать и применять правила безопасного поведения на занятиях. Изучение и закрепление правил безопасности позволяют не только безопасно для ребёнка использовать конструктор, но и максимально продуктивно реализовать поставленные задачи на занятии. Почему? Потому что помимо безопасности, разработанные правила вносят элементы организованности, порядка, дисциплины. Для этого разработан  стенд «Моя безопасность» (с использованием пиктограмм), который может стать универсальным и использоваться всеми педагогами учреждения. На стенде - основные разрешающие (голубой контур) и запрещающие (красный контур) правила безопасности, также организуем  игры и игровые упражнения, для изучения и закрепления правил безопасного поведения в работе с конструктором;
  • Для достижения результативности в речевом развитии ребёнка на занятии, учитель-дефектолог планирует не более двух лексико-грамматических задач. Структура занятия должна соответствовать поставленным задачам.
  • Организационный момент: игра–приветствие, сюрпризный момент, кинетические упражнения и т.д. – 4-5 минут.
  • Основная часть: игровые упражнения для закрепления правил безопасного поведения; игровые упражнения и игры по формированию лексико-грамматического строя речи; игры с LEGO -конструктором –15- 20 минут.
  • Рефлексия: 4-5 минут
  • Учитель-дефектолог разрабатывает занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом индивидуальных способностей, возможностей детей, уровня речевого развития и конструктивных умений.
  • На занятиях педагог создает проблемную ситуацию: мы не сможем решить какую-либо грамматическую задачу, не смоделировав постройку - идём от грамматических заданий к конструированию тех или иных построек из деталей конструктора.
  • Учитель-дефектолог для достижения поставленных задач по лексической теме, учитывая желание детей «уйти» в конструирование, оказывает стимулирующую помощь, направляет ребёнка на выполнении грамматических заданий.
  • Необходимо отмечать успехи ребёнка, его достижения, похвала должна быть на каждом занятии. Не всегда поставленные задачи удаётся выполнить, потому что у ребёнка может быть плохое самочувствие или настроение, тогда важно продумать какое задание важно выполнить сегодня, а что можно перенести на следующие занятие.
  • Чтобы подготовить детей к практической деятельности с LEGO -конструктором и выполнению грамматических заданий педагог использует сюжетные картинки, предметные картинки, схемы предложений, условные обозначения предлогов, макеты, муляжи предметов, средства ТСО и др.
  • Для наибольшей эффективности игр и игровых упражнений, разработанных на основе LEGO -конструктора, соблюдает следующие условия:
  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчинённость заданий выбранной грамматической цели;
  • чередование и вариативность игр и упражнений.
свернуть